Листая старые конспекты

            Наводя традиционно перед новым годом порядок, случайно залез в шкаф, где хранятся всякие бумаги, в том числе и старые  конспекты, под руку попал конспект по теории государства и права, которую нам читал, приглашенный из Кишинева, Федоров Г.К.. Непроизвольно открыв конспект, машинально прочитал пару строк и, погрузившись в случайно раскрытую тему, понял, что давно изученное требует некоторого переосмысления в свете происходящих сейчас  в стране событий. И конечно, это потребует гораздо большего времени, чем я себе отвел на уборку, поэтому решил возвратиться к конспекту попозже, что сейчас и делаю.

      Открылась тетрадка на теме «Признаки правового государства» и была  снабжена была схемой.

Признаки правового

      Итак, правовое государство, если «не растекаться мыслию по древу» и чтобы всем было понятно, это — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство, как и все вокруг, имеет свои признаки, то есть отличительные свойства, которые позволяют сказать, что перед нами действительно правовое государство. Таких признаков в моем конспекте оказалось девять:

  1. Верховенство права
  2. Разделение властей
  3. Связанность законом государства и его органов
  4. Соблюдение и защита прав и свобод человека
  5. Взаимная ответственность государства и человека
  6. Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов
  7. Верховенство и прямое действие Конституции
  8. Наличие развитого гражданского  общества
  9. Соответствие законодательства принципам  и нормам международного  права

Попробуем вместе по пунктам разобраться, как наша повседневная государственная практика соотносится с теорией, другими словами с тем как должно быть, или по крайне мере нам заявляют, что так должно быть. При этом постараюсь не выходить за рамки, предусмотренные для газетной статьи, то есть быть понятным для максимального числа читающих и в качестве примеров приводить один – два случая, а не предоставлять всю хронику событий.

    Верховенство права – заключается в утверждении права как основы взаимоотношений между субъектами социальной жизни. Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают как отдельные люди, так и социальные группы, их организации, включая государство. Через право, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. Так же, через право,  государство признает права субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает неправового вмешательства в жизнь субъектов гражданского общества. Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными органами.

      Тут необходимо одно уточнение есть еще понятие верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения, с чем у нас стало совсем плохо, но об этом ниже.

       Право — один из регуляторов общественных отношений, не существует универсальных определений права. Поэтому изучение многих концепций понятий права и приводит в итоге к внутреннему пониманию, что такое право. В отличие от права с законом попроще, закон – нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Из этого можно сделать однозначный вывод понятие –  право шире понятие – закона.

      Мы сфокусируемся на более узком понятии – верховенство закона, чтобы не утруждать неискушенного читателя, как и было, обещано.

Верховенство закона – означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.

       Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву (право, вытекающее из природы человека и независимо от социальных условий), и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.

       Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

Один из самых ярких примеров не соблюдения данного принципа, еще не закончившаяся эпопея с принятием бюджета на 2013 год. Не смотря на существование законов «О бюджетной системе в Приднестровской Молдавской Республике» и «О бюджетной классификации Приднестровской Молдавской Республики», президент выпускает указ о подготовке закона о бюджете на 2013 год в форме противоречащей данным законам. И правительство приняло к руководству именно указ президента, а не закон, хотя как мы уже разобрали – закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Одно нарушение повлекло за собой другое, нарушения росли как снежный ком. Последним нарушением была так называемая попытка П.Степанова отозвать  своим единоличным решением из третьего чтения, уже упомянутый «закон о бюджете на 2013 год». Хотя думается, что ему известно (дальнейшее развитие ситуации это подтвердило), что согласно закона «О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики» части 2 статьи 57, законодательная инициатива реализуется: а-1) Правительством – соответствующим распоряжением;

       А,  статья 30 , закона «О правительстве Приднестровской Молдавской Республики», говорит, что этот вопрос, решение по которому принимаются  исключительно на заседаниях Правительства. Другими словами, председатель правительства не имел права единолично принимать и озвучивать свое мнение по этому поводу от имени правительства, ну а если он и какую – то бумагу предоставил, то это прямой повод соответствующим органам разобраться, откуда она взялась и не подпадает ли её появление, под какой либо состав преступления.

    Да и вообще в текущем году было много подзаконных актов, прямо противоречащих действующим законам.

      Словом с первым, обозначенным нами, принципом правового государства  дела в прошедшем году стояли, на мой взгляд, просто отвратительно. Напомню, что если хоть один из выше перечисленных признаков не существует, то такое государство уже назвать правовым – нельзя.

     И тем немение, думаю, есть смысл довести дело до логического конца и рассмотреть каждый из признаков в дальнейших публикациях.

          ПРОДОЛЖЕНИЕ  >>>

0

Автор публикации

не в сети 7 лет

Spinoza

1
Комментарии: 127Публикации: 194Регистрация: 07-11-2012

Добавить комментарий

Закрыть меню
Яндекс.Метрика