Просмотрено - 2

Листая старые конспекты (часть восьмая)

      Без наличия развитого гражданского  общества, говорить о правовом государстве вообще не имеет смысла. Именно наличие гражданского общества  сначала приводит к пониманию о его необходимости, потом строительству правового государства и затем его совершенствованию. 

      Гражданское общество — это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.  Другими словами, гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, и его главное  назначение наблюдать за действиями государства, чтобы оно не выходило за рамки законности и принимать все разрешенные законом меры, чтобы государство восстановило нарушенные права. Если уж совсем просто, то следить за тем, чтобы соблюдался принцип: "Не человек существует для государства, а государство для человека". Более того именно развитое гражданское общество придает государству устойчивость, что понятно, опора на многих, гораздо устойчивей опоры на одного.

       Как и государство, гражданское общество имеет свою структуру, в общепринятом виде она выглядит так:

1.Политические партии.

2.Общественно-политические организации и движения (экологические, правозащитные и т. п.).

3.Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4.Научные и культурные организации, спортивные общества.

5.Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6.Независимые средства массовой информации.

7.Церковь.

8.Семья.

       Конечно, никто не рискнет сказать, что гражданское общество у нас в республике отсутствует, но вот насколько оно соответствует обозначенному критерию – «развитое», это вопрос.

     Никакое правовое государство и развитое гражданское общество немыслимо без существования политических партий. Еще Владимир Маяковский говорил:

  Единица — вздор,

       единица — ноль,

             один — даже если очень важный

                 —не подымет простое пятивершковое бревно,

                          тем более дом пятиэтажный.

       Но, на мой взгляд, партии у нас, мало напоминают партии в классическом их понимании. Особенно это касается формально провластных, то есть, представленных в Верховном Совете. Они скорее напоминают кланы. Есть клан «Шерифа», представленный партией «Обновление», есть клан пропрезидентский, представленный депутатами которые покинули «Обновление» и создали партию «Возрождение». Но от этого людей готовых защищать интересы народа, а не клана, как мне кажется, в Верховном Совете не прибавилось. Как тут быть? Выход простой и традиционный, дать «зеленый свет» появлению и развитию новых партий, для чего убрать излишние законодательные барьеры, в том числе и пересмотреть избирательное законодательство. Чтобы научиться плавать, необходим хотя бы бассейн, а не инструктор — теоретик. Уверен, что исходя из понимания, что Верховный Совет является представительным органом власти, он должен формироваться на партийной основе, дающей бОльшие возможности для более широкого представительства всех слоев нашего общества.

       Катастрофически, на мой взгляд, у нас обстоят дела с таким важнейшим для правового государства принципом, как — свобода слова. Показателем в этом вопросе может служить создание «Приднестровской  телерадиокомпании», когда исполнительная власть подчинила себе государственные СМИ, выведя из состава учредителей Верховный Совет, представительный орган власти, представительный, напомню от слова «представлять».

      В этом же ряду стоит, непонятно на каком основании, блокирование доступа к интернет сайтам, которые выражают иную точку зрения, как  на происходящие события, так и на общий курс движения, выбранный нынешними властями. Все эти действия можно рассматривать  как посягательство на свободу слова. Свобода слова — это возможность открыто выражать свое мнение в устной и в любой другой доступной и законной форме. Естественно любое государство ограничивает, причем законодательно, свободу слова на своей территории, но правовые государства делают это на основании международных норм, среди которых, например, Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10). К тому же уже давно  в мировой практике к ограничению свободы слова выработался единый подход, согласно которому, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. На мой взгляд, в нашем случае, подход государства не отвечает ни одному из этих условий.

       Развитое гражданское общество, выполняет еще одну очень важную функцию, оно  способствует появлению новых  эффективных людей. И беда  как старой, так и «новой» власти, что она предпочитает не эффективных людей, а лояльных. И если, кто бы, что не говорил, изначально Смирнова окружали именно эффективные люди, иначе никакого государства вообще не было бы построено. Другой вопрос, что по мере построения государства, президенту Смирнову, стало лично легче работать с лояльными, пусть и малоэффективными управленцами. То у «новой» власти вопрос об эффективности людей, призванных в команду, не стоял вообще, главное – лояльность.

        Подводя краткий итог сказанному, можно отметить, что по сравнению с нашим приднестровским гражданским обществом, конца 80-х, начала 90-х, нынешнее  гражданское общество, не развилось, а деградировало. Слава Богу, процесс пока обратим, но требует усилий как общества, в первую очередь, так и государства.  

ПРОДОЛЖЕНИЕ  >>>

0

Автор публикации

не в сети 5 лет

Spinoza

1
Комментарии: 127Публикации: 194Регистрация: 07-11-2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)