Просмотрено - 3

Листая старые конспекты (часть шестая)

       Мы понимаем, что любое наше распоряжение, предложение и тому подобное, лишь тогда имеет смысл, если оно будет выполнено. Но если от невыполненного распоряжения вред будет сравнительно небольшой, то от невыполненного закона он будет просто огромным.  Не нужно забывать, что государство основано на законе, поэтому неисполнение законов, подрывает сами устои государства. Этого никакое государство себе позволить не может, поэтому оно крайне заинтересованно в создании средств контроля за исполнением закона.

      Слово "контроль" происходит от французского controle, что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки первой. Первоначально это слово использовалось преимущественно в бухгалтерском учете. Однако английское слово control имеет другой смысл: "господство", "власть", "насилие". Поэтому термин "контроль"  вызывает отрицательные эмоции. Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, со словами «поймать», «уличить», «схватить». Но, контролировать – вовсе не значит только вскрывать недостатки: необходимо анализировать любые отклонения – как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения показателей, надо  выявлять и положительный опыт, с тем, чтобы своевременно поддерживать новое, прогрессивное, создать возможности для его широкого распространения. Сила контроля за исполнением законов состоит именно в том, что он помогает аккумулировать практику и обосновывает необходимость улучшения законодательства. Исходя из вышесказанного, понятно, что в правовом государстве должны существовать органы, осуществляющие постоянный контроль и надзор за исполнением закона, т.е. за правильностью его исполнения, за соблюдением предписанных нормами обязанностей. Среди таких органов можно назвать органы прокуратуры, государственные инспекции, специальные комиссии; наличие у этих контрольно-надзорных органов реальных действенных мер по отношению к нарушителям.

      Ведущее место в системе контроля за исполнением закона, несомненно, принадлежит прокуратуре. Основная  обязанность, которой следить за строгим и точным исполнением законов, подзаконных актов. Строгое соблюдение законности — наиболее существенный и характерный признак правового государства. Таким образом, роль прокуратуры в государстве должна повышаться, а на практике мы видим прямо противоположное. Началось это при президенте Смирнове, а при нынешнем «достойно» продолжилось. Следующим шагом в этом направлении может быть только полная ликвидация прокуратуры как государственного института.

     Если раньше у прокуратуры были необоснованно, на мой взгляд, ограничены возможности реагирования в сфере контроля за исполнением гражданского законодательства. Например, тот же ныне опальный Крейчман, мог запросто не пустить прокурорского работника на территорию завода, с целью недопущения выемки документов по тем же домам «Электромаша», а без документов, какая  может быть обоснованная реакция?  

    То теперь ограничили её права и в сфере уголовного судопроизводства, причем кардинально. Прокурор теперь только может писать «мотивированные» представления в суд и следственный комитет, а насколько они «мотивированы»  определять будут уже они. Кстати в России о гармонизации законодательства, с которой много говорится у нас (когда выгодно, конечно), прокурор является очень значимой фигурой. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом, в частности, знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в процессе расследования.

     В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

       Как мы видим в России,  в области уголовного производства, создана адекватная система сдержек и противовесов, позволяющая устранить в ней произвол. У нас  как законодательная, так и исполнительная ветви власти, во главе с гарантом идут ровно в обратном направлении.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>>

0

Автор публикации

не в сети 5 лет

Spinoza

1
Комментарии: 127Публикации: 194Регистрация: 07-11-2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)