Просмотрено - 5

Германские речи

Премьер министр Молдовы Юрие Лянкэ

Уважаемые участники конференции,

 

Позвольте поприветствовать Вас и поблагодарить организаторов, в особенности Украину,председательствующую в ОБСЕ, МИД Германии и миссию ОБСЕ в Молдове, за возможность встретиться в широком формате руководства и рабочих групп. Мы ценим возможность в менее формальной обстановке определить пути решения проблем и лучше понять друг друга.

Полагаю, что канал общения на уровне руководства должен стать постоянным. Он позволил добиться многого – разблокировать переговоры, урегулировать вопросы железнодорожного транспорта, вплотную подойти к поиску развязок в других областях. Такой канал диалога придает импульс поиску решений. Что не менее важно, он также позволяет урегулировать кризисные ситуации и избегать неверных толкований тех или иных намерений и действий.

Нам следует помнить о крайне важной черте приднестровского конфликта, которая столь сильно отличает его от других. Между людьми, живущими на обоих берегах Днестра, существует взаимопонимание, доверие и готовность к сотрудничеству. Приднестровский конфликт не антагонистичен. Между людьми нет различий, враждебности или непонимания– они открыты друг к другу.

Существует ряд препятствий, которые не дают развиваться этому естественному стремлению к взаимодействию и сотрудничеству. Если мы совместными усилиями будем устранять эти препятствия и продвигать политику открытости, создавать возможности для совместного решения проблем, от этого выиграют все, в особенности люди, живущие по обоим берегам Днестра.

В рамках этого мероприятия у нас будет хорошая возможность обменяться мнениями и наработками о том, как устранять эти препятствия. Мы обсудим вопросы, где есть потенциал. Остановимся и на тех вопросах, по которым ход событий вызывает серьезные, и обоснованные, опасения. Об этом я тоже скажу прямо, без обиняков, в том числе в рамках общения с Евгением Васильевичем.

Начну с тем, где необходимы безотлагательные решения. Эти вопросы касаются жизненно важных интересов населения и бизнеса обоих берегов.

Первое. На настоящий момент ключевой вопрос – торговля. Даже поверхностный взгляд на цифры говорит об актуальности этой сферы. Самая большая доля поставок из Приднестровья приходится на правый берег – около 42% от их общего объема.На долю стран ЕС приходится от 25 до 30%. На крайне важный российский рынок приходится около 19%. Я много общался со специалистами, и все говорят, что эти тенденции объективно отражают существующие реалии бизнес процессов. Бизнес развивается по собственным законам, и для него нельзя, как для реки, прорыть другое русло. Не нужно быть экономистом, чтобы понять – вопросы торговли приоритетны и для предприятий, и для населения. А, следовательно, они должны быть первоочередными и для нас с вами.

На настоящий момент для предприятий Приднестровья открыты все процессы торговли, в которых участвует Молдова, включая режимы свободной торговли с СНГ и автономные торговые преференции с ЕС. Мы осознаем, насколько это важно, и поэтому максимально содействовали тому, чтобы до конца 2015 года экспорт региона в ЕС продолжался по старым правилам.

Но ничто не статично, процессы развиваются. Новые реалии открывают для Молдовы, в том числе и Приднестровья, более широкие перспективы и возможности экспорта. В новых условиях для нас принципиальный вопрос – обеспечить для компаний Приднестровья возможности беспошлинного экспорта на все рынки, включая ЕС и СНГ. От успешного решения этого вопроса фактически зависит судьба бизнеса. А это означает зарплаты и рабочие места. Бизнес и люди не должны страдать из-за соображений политического характера.

В целях совместного поиска механизмов и решений я предлагаю создать рабочую подгруппу по вопросам торговли и экспорта, с привлечением бизнеса. Мы готовы к открытости. Медлить нельзя. Нас не поймут ни население, ни бизнес. Мы обязаны найти механизмы,которые позволят бизнесу плавно войти в новые реалии, не нарушая ритмичности его работы. Бизнес не должен чувствовать потрясений. Мы не хотим, чтобы впоследствии все искали виноватых и показывали пальцами друг на друга –мы хотим найти решения.

Я также предлагаю,чтобы работа этой подгруппы была на личном контроле руководства, и чтобы мы периодически сверяли часы, на каком этапе мы находимся, а также придавали импульс этим процессам. В запасе у нас не так много времени.

 

Второе. Возможен серьезный прогресс в вопросе о свободе передвижения. Полагаю, что существуют предпосылки для открытия моста в селе Гура Быкулуй.

Проблемные аспекты этого вопроса были в основном сняты. Неоднократно поднимался вопрос о штрафах, которым подвергалось население региона при выезде из Республики Молдова. Мы решили этот вопрос. Со времени нашей последней встречи нами было принято крайне важное решение – Парламент Молдовы устранил возможность применения штрафов к жителям Приднестровья на выезде из страны. Это потребовало немало усилий, но населению Приднестровского региона полномасштабно обеспечена свобода передвижения. Что же касается офисов бюро по миграции – я думаю, ни у кого уже не осталось никаких сомнений на их счет– они предназначены для удобства регистрации иностранцев, и никоим образом не затрагивают жителей региона.

Другой вопрос -разрешительные документы, или дозволы. Мы настроены найти формулу, которая позволит их выдачу на долгосрочной основе с учетом международных обязательств. Что касается финансирования ремонтных работ на подъездных путях, мы надеемся, что наши международные партнеры подтвердят свою готовность выделить соответствующие средства.

Таким образом, на мой взгляд, открытие моста – реалистичная перспектива. Предлагаю во время нашего общения определить срок, в течение которого мост может быть открыт, и поручить политическим переговорщикам подготовить окончательное решение.

 

Третье. Взаимодействие правоохранительных органов. Тут тоже существует потенциал и общие задачи. Борьба с организованной преступностью, укрепление сотрудничества в Зоне Безопасности, взаимодействие между службами гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций – перспективные направления.

 

Четвертое. Мы готовы на поиск решения, которое позволит разблокировать телефонную связь между двумя берегами Днестра. В этой области существует возможность прогресса, и я предлагаю начать консультации по существу вопроса. Со своей стороны готовы решить проблемные, в том числе и исторические вопросы, и начать движение в сторону восстановления связи.

Существует значительный потенциал совместного осуществления проектов и программ, которые предлагают международные организации и доноры. В них нуждаются обе стороны — это хорошее подспорье в модернизации. Это должны быть совместные программы, очень практического характера, которые позволят решать насущные проблемы людей. Крайне важно, чтобы мы сами генерировали новые области и идеи и направляли процесс. При таком подходе мы хотели бы видеть значительно более весомое присутствие партнеров по развитию.

Вопросы, обсуждаемые в других рабочих группах, также важны, и я призываю к наработке решений и по ним. Для того, чтобы решать эти задачи, нам необходимо максимально учитывать реальные приоритеты бизнеса и населения, искать точки соприкосновения и концентрироваться на решении прикладных вопросов.

 



 

 flag-pmrПрезидент Приднестровья Евгений Шевчук

Уважаемые дамы и господа, участники конференции, коллеги!

 

В первую очередь, благодарю организаторов и всех собравшихся за Ваше терпение и веру, направленные на содействие решения молдавско-приднестровского конфликта. Многое уже проделано, корректируются подходы, но появляются новые риски, и наши трудности, по моему мнению, не закончатся завтра, хотя Приднестровью, безусловно, нужны окончательные решения во имя демократии, защищающей права граждан, их мнения, волю и экономические свободы, которые являются базисом политических свобод.

Мы делаем шаги к преодолению противоречий за столом переговоров, и это – наш основополагающий принцип. Уверен, это способствует преодолению проблем и диалог является движением в верном направлении.

Я бы хотел тезисно остановиться на проблемных ситуациях и предложить видение Приднестровья.

Мы неоднократно слышали некоторое недовольство партнеров, экспертов медленными темпами ликвидации противоречий между сторонами, ликвидации тех ограничений, которые сегодня реально воздействуют на экономику ПМР и на жизнь людей в конфликтной зоне.

Положение дел в целом не намного лучше, чем год назад, когда было высказано много намерений (транспорт, мост, связь, телевидение), однако, в основе своей, кроме железнодорожного сообщения, желаемого прогресса не наблюдается. Даже наблюдается некое обострение вследствие односторонних действий в Зоне безопасности: новые посты, превышение численности полиции в городе Бендеры, в среднем, в 4 раза от установленного числа, действия на дамбе Дубоссарской ГЭС, попытки задержания и вывоза граждан ПМР в РМ и, что показательно, в условиях продолжающегося экономического давления в части организации ВЭД, транспорта и т.д. Хотя, опять же, право на свободу ВЭД определено Меморандумом 1997 г.

С глубоким сожалением, создается впечатление, что сейчас некто занимается созданием системы экономического планирования удушения экономических возможностей Приднестровья. Похоже, Приднестровье в силу односторонних действий лишают права на свободу торговли, блокирован авиатранспорт, грузовой и пассажирский и речной транспорт.

По нашему мнению, эгоистичные интересы отдельных акторов по решению политических проблем через экономическое давление и навязывание условий не продвигают работу по поиску решений, а усугубляют противоречия. Возьмем новые правила УВЗСТ, которые нам так и не были переданы, несмотря на наш официальный запрос. Новые условия не отвечают на вопросы о том, какова будет приднестровская экономика, занятость, доходы бюджетов и т.д. Не отвечают, кто в РМ или в Европейском союзе готов оплатить 4 млрд. долларов долгов ПМР и ежегодно тратить на повышение конкурентоспособности приднестровской экономики сотни миллионов.

Неужели кто-то полагает, что в новых условиях провоцируемого кризиса в ПМР должны все разбежаться ввиду имеющихся сложностей. Думаю, что это конфронтационный подход, если нет сформированных аргументов, базирующихся на расчетах, а не на декларациях, что всё будет хорошо. А кто сказал, что мы должны на слово верить, что всё будет хорошо?! Мы имеем опыт 2006 года, миссии EUBAM, новые правила РМ. Так от них не стало хорошо, а плохо! Мы потеряли целые сектора экономики. Кто в ответе за эти политические решения, уже ухудшающие экономические возможности Приднестровья? Я против возврата к положению либеральной демократии, при которой свободный народ в силу политических решений извне лишается экономической основы жизни. По нашему мнению, большую опасность представляет укоренившаяся привычка пытаться понудить Приднестровье и противодействовать тарифными и нетарифными мерами экономическому развитию. Разве секрет, что основа экономики ПМР в силу, в том числе, ограничений, неконкурентна и последствия давления усугубляют кризис?

Мы не можем доверить судьбу экономики и наших людей субъективным мнениям извне (при всем уважении), которые, страшась будущего признания ПМР, хотели бы лишить нас средств решать проблемы настоящего.

 

Приднестровье заинтересовано в честной дискуссии. Напомню факты истории активизации переговоров на базе инициатив Приднестровья  в начале 2012 года:

— это отмена 100-процентной заградительной пошлины;

— расширение взаимной торговли;

— односторонняя трансляция двух молдавских каналов;

— помилование полицейского по просьбе властей Республики Молдова, торговавшего в ПМР наркотиками;

— беспроблемное функционирование школ с румынским языком;

— допуск и визит высокого представителя ООН по правам человека Томаса Хаммарберга;

— сокращение почти на 1000 человек силовых структур ПМР и около десятка инициатив по социально-экономическим вопросам!

 

После позитивных деклараций о намерениях, озвученных год назад здесь же, в Германии, сторонами (связь, свобода перемещения и передвижения), мы столкнулись с новыми вызовами, инициированными, в том числе, нашими партнерами из Молдовы. Условия УВЗСТ не учитывают интересы Приднестровья, более того, не учитывают контекст постулата непринятия сторонами односторонних решений, способных ухудшать как климат доверия, так и положения сторон! На практике мы видим, что конфликтность не просто не учтена, а создается впечатление, что решение проблемы сводится к давлению на ПМР в целях достижения ломки экономического базиса, фундамента жизни приднестровцев! Иногда в наш адрес раздаются прямые угрозы и недвусмысленные ультиматумы от некоторых международных акторов, но язык угроз для нас неприемлем.

 

Мы в Приднестровье имеем, c одной стороны:

— опыт применения «прозрачных» форм удушения приднестровской экономики и силового подчинения внешнеэкономической деятельности Кишиневу – это 2006 год;

— европейскую миссию EUBAM, одной из основных целей которой является, по нашему мнению, блокирование экспорта приднестровских товаров;

— попытки строительства изощренной экономической стены в торговле с Украиной и СНГ;

 

с другой стороны, фактически, молдавские партнеры форсируют строительство реальной инфраструктуры границы, которая в состоянии в одностороннем порядке изменить режим! Что это или подготовка к чему?

 

Мы не возражаем,  чтобы Украина и Республика Молдова, по усмотрению своих властей, «дружили» с кем-то или объединялись, но если это потенциально может вести к гибели приднестровской экономики, демонстрируя, что в конфликте «мы за вас все решили», то, я полагаю, это не базис для решения проблем, а фундамент наращивания кризиса!

К чему мы идем? К односторонним действиям в Зоне безопасности? К ломке миротворческого формата сдерживания или к втягиванию некоторых стран ЕС в конфликт не в качестве наблюдателей, а в качестве участников конфликта? Думаю, путь конфронтации без учета реалий  – путь в прошлое и  в никуда!

Сейчас в Европейском союзе, например, продолжаются интересные дискуссии о статусе Косово. Между тем, уже более ста стран-членов ООН признали это государство. Направление же молдавских миротворцев в Косово в рамках программы НАТО – тоже демонстрация различия в подходах.

Российской Федерацией и рядом государств признаны Южная Осетия и Абхазия. В ряд полноценных государств недавно стал Южный Судан. Да и что говорить, ведь и ситуация с Гибралтаром даёт немало пищи для размышлений. Сейчас, когда спор относительно пограничных вопросов между Испанией и Гибралтаром достиг апогея, международное сообщество ставит во главу угла именно волю 30-ти тысяч людей, живущих там. Все помнят, что на состоявшемся в 2002 году референдуме 98 процентов жителей проголосовали против того, чтобы Великобритания и Испания осуществляли совместный суверенитет над Гибралтаром. И сегодня мировое сообщество критикует Испанию, которая вводит ограничения в отношении находящегося под суверенитетом Великобритании Гибралтара.

Готовы ли члены международного сообщества учитывать волю приднестровцев, неоднократно выраженную в ходе референдумов? Готовы гарантировать, что их права будут незыблемы и уважаемы, как и во многих точках мира? Готовы ли признать, что основой демократии является воля человека, непосредственно живущего, в том числе, в конфликтной зоне?

Убеждён, поступательное решение проблем социально-экономического, транспортно-инфраструктурного, гуманитарно-правового характера способно создать фундамент доверия, нарастить опыт решения проблемных вопросов, параллельно улучшая качество жизни в Приднестровье и Республике Молдова. Время показало, что двигаться необходимо от простого к сложному, не делая акцент на существующих юридических и политических ограничениях. Целесообразно создавать собственные двусторонние правовые рамки, договариваться и последовательно и гарантированно реализовывать достигнутые соглашения.

Сегодня, по моему убеждению, нам важно выстроить надёжное прагматичное, основанное на интересах обеих сторон взаимодействие. Такое взаимодействие должно основываться на разблокировании экономики, создании новых возможностей для развития, снятии существующих ограничений и создавать атмосферу доверия. Построив доверие, мы создадим атмосферу, когда и жители на обоих берегах Днестра будут понимать, для чего политическими представителями делаются те или иные шаги, выстроенные в логическую взаимосвязь последовательных практических решений. Сегодня же, увы, мы можем констатировать хаотические попытки что-то наладить. Перемежаясь с односторонними шагами, в том числе накаляющими обстановку и в Зоне безопасности, сегодня эти попытки не выглядят убедительным стремлением к успешному решению социально-экономических вопросов, направленному на повышение благосостояния людей и формирование достойной среды обитания, как то было провозглашено многократно Организацией Объединённых Наций. Переговоры, принятие взаимоприемлемых решений является единственной опцией, диалог не имеет альтернативы. Необходимо уходить от риторики противостояния и «игры с нулевой суммой» и приближаться к компромиссам, выгодным обеим сторонам в экономике, транспортной, банковской и иных проблемах.

Я намеренно обозначил некоторые острые углы, дабы приблизиться к реалистичности ответа, что делать и как в конкретной ситуации, когда конфликту между Тирасполем и Кишиневом больше лет, чем современной молдавской государственности. Напомню, Приднестровью уже 23 года, и политика попыток изоляционизма Приднестровья, недружественных и порой грубых выпадов в отношении фактического существования Приднестровья, я убежден, не ведет к разрешению конфликта, и об этом свидетельствует уже более чем 20-летняя история.

Полагаю, в повестке дня должен стоять вопрос, – если мы думаем приоритетно о людях, а не о спорных и конфликтных догмах, – что должно неотложно содействовать расширению свободы личности, а она расширяется по мере расширения экономических свобод и преодоления бедности!

Если мы желаем мира и помним, что миром правит любовь, а насилие – это темная сторона глупости, то не пристало нам уклоняться от честной оценки реального положения, в котором находятся отношения между Приднестровьем и Молдовой. Не нужно руководствоваться страхом по поводу развалившихся государств и ушедших в историю империй! Не нужно бояться международного признания фактически состоявшегося государства, если это несет собой стабильность и отвечает на вопрос о том, как урегулировать конфликт. А международное признание Приднестровья, по нашему мнению, ведет к стабильности и максимально справедливому урегулированию. Высшей ценностью является человек, живущий здесь и сейчас, с его проблемами и правами, и никто не вправе отнимать у человека права на выбор, права на свободу! Уважаемые дамы и господа, многое из сказанного, возможно, не всем импонирует, многое нераскрыто, а изложено в тезисах с учётом регламента времени, но сказанное базируется на воле полумиллиона граждан, и если мы вместе это осознаем, то мы, уверен, найдем ключ к решению проблемы. А он, на мой взгляд, – в цивилизованном, оформленном "разводе", по примеру Чехии и Словакии, Сербии и Черногории, и от того, что в мире фактическое приднестровское государство обретет международное признание, будут только плюсы: в стабилизации ситуации в регионе, мирном сотрудничестве между соседями и решении проблемы через призму воли и мнения людей, в силу исторических обстоятельств более 23-х лет отстаивающих свое право на выбор и на жизнь!

Такой подход, я уверен, необходим для превращения отступления от разрешения конфликта в наступление, которое приведет к справедливому решению конфликта  и оформлению реально существующего положения дел!

По моему мнению, большую опасность представляет собой укоренившаяся привычка противодействовать и препятствовать сложившемуся ходу вещей, всему подряд, что связано с независимостью Приднестровья, порой бездумно ссылаясь на конфликтующие между собой нормы международного права, которые, к примеру, в разных точках мира исполняются по-разному и, вероятно, в зависимости от степени прилагаемой силы. Международное право, по нашему мнению, не преграда для свободы, это не преграда прогрессу к миру и стабильности. Гибкое применение международного права во имя воли человека и по его воле – это, по-моему, и есть подлинный путь, по которому можно и нужно идти!

 

Уважаемые дамы и господа!

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить правительство Германии за возможность откровенной дискуссии, а также отметить, что мы наблюдаем у немецкого представительства в Молдове все более отчетливые усилия по формированию мер доверия между берегами, попытки более объективных оценок реальной ситуации. Да, с нами не совсем согласны, но немецкие представители становятся все более активными экспертами, что вселяет надежду на более прагматичный и справедливый подход для расширения и углубления диалога между Тирасполем и Кишиневом! Не могу здесь не поблагодарить и не отметить неоценимые усилия страны-гаранта России, которая во главу угла ставит не политические цели мнимых побед, а цель защиты жизни. И сегодня, практически ежегодно, во многом благодаря миротворческим усилиям Российской Федерации, удается локализовывать в Зонах безопасности до 60 инцидентов различной степени противостояния. Во многом благодаря гуманитарной  помощи Российской Федерации в ПМР не наступила гуманитарная катастрофа из-за применяемых экономических ограничений и откровенных санкций по отношению к внешнеэкономической деятельности, транспортной инфраструктуре.

 

Хочу поблагодарить и иных участников переговоров, экспертов за терпимость, умение выслушать и попытки поиска компромисса с точки зрения доброй воли!

 

Спасибо за внимание. Выражаю уверенность в том, что близость к откровенности – это и есть шаг к доверию. Надеюсь на такое восприятие нашего взгляда из Приднестровья!

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Gorchakov

Gorchakov 16
Комментарии: 188Публикации: 231Регистрация: 07-11-2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)